Здравствуйте, уважаемый читатель.     Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого   социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проведенных Subscribe.Ru в 2010   и 2015 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.     Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление.   К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния,   включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (71% отметивших этот признак в 2010 году и 69% - в 2015 году),   благоустроенное жильё - квартиру, дом (58% и 54% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (27% и 19%),   достаточное количество сбережений, накоплений (25% и 30%), один или больше автомобилей на семью (25% и 22%).     Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее   высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (49% отметивших этот признак в 2010 году и 43% в 2015 году), бизнесменов,   предпринимателей (49% и 46% соответственно), менеджеров (43% и 29%), экономистов, бухгалтеров (39% и 26%), банковских   специалистов (25% и 23%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего   класса в России, имеют инженеры и специалисты (37% и 33%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии,   сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (29% и 32%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники,   некоторые представители шоу-бизнеса (17% и 16%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (20% и 22%).     Экономические факторы играют ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета. Скорее склонны   отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие среднемесячный уровень дохода на члена семьи "высокий" и   "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" и "низкий".     Вы лично относите или не относите себя к среднему классу? (в % по столбцу)                                         Среднемесячный доход на члена семьи                                Низкий  Ниже среднего  Средний  Выше среднего  Высокий  - Отношу                      9,8%       19,5%       31,9%       53,2%       65,2%  - Затрудняюсь ответить        5,5%        9,1%       10,7%       12,9%        7,6%  - Не отношу                  84,7%       71,5%       57,5%       33,9%       27,2%     Однако большинство российских пользователей интернета, вне зависимости от своей принадлежности к среднему классу, оценили уровень   своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей важную роль   в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности   "полагающиеся" данному статусу.     Так среди нематериальных признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается "уверенности в завтрашнем дне и   в обеспеченной старости" (34% отметивших этот признак в 2010 году и 34% в 2015 году), возможность хорошо отдыхать, путешествовать   по миру (23% и 23%), поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (22% и 19%), возможность иметь много   детей, обеспечивая их будущее (16% и 11% соответственно). А в качестве важнейших условий, позволяющих приобрести вышеуказанные   статусные блага, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (36% и 33%), работу в   успешной, перспективной компании, организации (25% и 24%), высокую профессиональную квалификацию (20% и 24%), возможность делать   инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (17% и 20%).     Необходимо отметить еще один, психологический фактор идентификации российских интернет-пользователей со средним классом. Принято   считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно,   среди тех респондентов, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 74% в 2010 году и 80% в 2015 году   не отождествляли себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит   только от личных усилий, 53% в 2010 году и 45% в 2015 году были склонны отождествлять себя со средним классом.       Вы лично относите или не относите себя к среднему классу? (в % по столбцу)                               В какой степени изменение вашего положения зависит от ваших собственных усилий?                              Совсем не зависит   Зависит в определенной степени   Зависит только от Вас самих                            2010 год   2015 год         2010 год   2015 год           2010 год   2015 год  - Отношу                    18,4%      13,8%            36,0%      28,9%              52,6%      44,8%  - Затрудняюсь ответить       8,2%       5,8%             9,4%      10,5%              10,0%      11,8%  - Не отношу                 73,5%      80,4%            54,5%      60,7%              37,3%      43,4%     Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владельцем или   совладельцем предприятия (64% в 2010 году и 44% в 2015 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия,   учреждения (54% и 43%), руководителем подразделения (51% и 43%), индивидуальные предприниматели (54% и 38%), творческие работники,   лица свободных профессий (43% и 42%), профессионалы, ведущие частную практику (39% и 32%).     Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к   среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общепит и гостиничное обслуживание   (69% в 2010 году и 30% в 2015 году), финансы и страхование (58% и 46%), органы государственного или муниципального управления   (49% и 48%), строительство (38% и 26%), оптовая и розничная торговля (50% и 27%), медицинские услуги (47% и 37%), информационные,   юридические услуги, реклама (47% и 44%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (39% и 36%).     Как Вы считаете, существует ли в современном российском обществе "средний класс"?   Если существует, то какова его доля среди населения России? (в % по столбцу)                                     2010 год   2015 год   - Среднего класса в России нет      3,4%        4,4%     - не более 10%                     28,0%       29,1%  - от 11% до 20%                    28,8%       27,5%    ----------------------------------------------------------------  - от 21% до 30%                    18,3%       17,5%  - более 30%                        18,0%       16,7%  - Затрудняюсь ответить              3,4%        4,9%     Лишь 3-4% опрошенных российских интернет-пользователей утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет,   а еще 3-5% затрудняются оценить его долю среди населения России. Около 29% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%,   около 28% оценивают его долю в 11-20%, около 18% оценивают его долю в 21-30%, а еще 18% полагают, что доля среднего класса   превышает 30% населения России.     Но если оценки доли российского среднего класса за прошедшую "пятилетку" практически не изменились, то оценки его динамики стали   более пессимистичными. Доля российских интернет-пользователей, уверенных в том, что за это время доля среднего класса среди населения   России росла, сократилась в 1,4 раза (-12%). Напротив, в 1,4 раза (+12%) выросла доля тех, кто отмечает снижение доли среднего класса.     Как Вы думаете, за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди   населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной? (в % по столбцу)                                   2010 год     2015 год     - Увеличивалась                    39,5%       27,4%       (-12,1%)  - Оставалась неизменной            22,5%       20,7%        (-1,8%)  - Уменьшалась                      27,0%       39,0%       (+12,0%)  - Затрудняюсь ответить             10,9%       12,5%      По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2010 году себя причисляли около 42% активных российских   интернет-пользователей. Но к настоящему времени эта доля уменьшилась до 31% (в 1,3 раза). При этом, порог самоидентификации  российских интернет-пользователей себя со средним классом невысок. Социологи в соответствии с международными критериями относят   к среднему классу всех, кто имеет доходы выше среднего, образование – не ниже среднего специального или владеет собственным   бизнесом. И если среди российских интернет-пользователей, представляющих средний класс, образовательный ценз довольно высок -  около 77% с высшим, 5% с неполным высшим и 11% со средним специальным образованием, то лишь у 8% уровень дохода можно назвать  "высоким", у 29% - "выше среднего", у 43% - "средним", а 18% - даже не дотягивающим до "среднего". Индивидуальных предпринимателей,  собственников бизнеса и частнопрактикующих специалистов наберется не более 10%; еще 20% - руководители разных рангов, 35% -  специалисты с высшим образованием, 11% служащие и квалифицированные рабочие.     Вы лично относите или не относите себя к среднему классу? (в % по столбцу)                                  2010 год     2015 год   - Отношу                          41,6%        31,0%       (-10,6%)  - Затрудняюсь ответить             9,7%        10,3%  - Не отношу                       48,8%        58,6%        (+9,8%)     Также следует отметить некоторый упадок веры в собственные силы у тех, кто относит себя к среднему классу: если в 2010 году около   51% представителей среднего класса считали, что изменение их положения полностью зависит от них самих, то в 2015 году таких оптимистов   осталось лишь 39%. Личные достижения, составляющие основу классовой самоидентификации, оцениваются респондентами еще более скромно.     А Вам лично за последнюю "пятилетку" удалось улучшить свое социальное   положение, добиться каких-то успехов? (в % по столбцу)                                 2010 год      2015 год   - Удалось                        61,4%        39,3%        (-22,1%)  - Затрудняюсь ответить            8,4%         9,9%   - Не удалось                     30,2%        50,8%        (+20,6%)     За прошедшие пять лет улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов смогли лишь 39% российских интернет-пользователей,   что в 1,5 раза меньше, чем в предыдущую пятилетку. А среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех,   кто утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, сократилась   с 76% в 2010, до 58% в 2015 году. При этом, среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто   полагает уровень жизни остальных россиян равным своему собственному, выросла с 38% до 46%, доля ставящих его ниже собственного уменьшилась   с 50% до 42%, а выше собственного - уменьшилась с 9% до 7%. Таким образом можно сделать вывод, что в сознании российских интернет-пользователей   сложилось представление о достижении накануне экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшей   за ним, на фоне общего снижения уровня реальных зарплат и доходов от собственного бизнеса, стагнации, в процессе которой средний класс   России все больше превращается в аморфную политически и экономически пассивную прослойку общества.         ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ: "Мир, в котором мы живем"     Чтобы принять участие в данном тестировании Вам нужно пройти по следующей ссылке:      http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=10971     Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена,   вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.              Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать  рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru  по одной из следующих тем:         - Новости, аналитика
   - Маркетинг
   - Интернет
   - Игры, лотереи
          Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в    анкете подписчика.   |            |   
  
Комментариев нет:
Отправить комментарий